Телекоммуникационный проект "Разработка мероприятий, направленных на просвещение родителей, по вопросам предупреждения риска школьной неуспешности при подготовке ребенка к школе"

Под телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую деятельность педагогов, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.
Тема: «Родителям о рисках школьной неуспешности при подготовке ребенка к школе».
Сроки проведения: с 28 марта 2019 - 18 июня 2019 г.
Основная цель проекта: разработать систему мероприятий для родителей по вопросам предупреждения риска школьной неуспешности будущих первоклассников.
Итоговый продукт проекта: методический банк мероприятий для родителей по вопросу профилактики школьной неуспешности будущих первоклассников.
Автор проекта: Цибикова Оксана Анатольевна, и.о. зав. УМЦ по работе с родителями
Куратор проекта: Цибикова Оксана Анатольевна

Координатор проекта: Шеметова Инна Федоровна, методист УМЦ по работе с родителями.
I этап проекта – Регистрация участников
Сроки проведения – с 28 марта по 8 апреля 2019 г.
Суть этапа: самостоятельная регистрация участников через форму.
Основная задача этапа: сформировать список участников и подготовиться к началу работы в проекте.
Деятельность: для обмена рабочими документами на этапе регистрации участниками проекта, а также для размещения в сети Интернет для общего пользования документы в готовом виде, необходимо создать аккаунт на Google.com.
На данном этапе важно правильно создать аккаунт и внести нужную для участия информацию о себе. После регистрации участникам необходимо проверить регистрацию, найти себя в списке.
Итоговый продукт: список участников проекта.
II этап проекта – Круглый стол «Особенности психологической подготовки ребенка к школе».
Сроки проведения – с 1 по 22 апреля 2019 г.
Суть этапа: изучить материал по психологической подготовке ребенка к школе, выделить критерии, составить карту.
Основная задача этапа: разработать и представить карту критериев психологической готовности ребенка к школе, определить роль родителей.
Деятельность: участники изучают предложенный материал (статьи, лекции и др.), выделяют показатели (критерии) психологической готовности ребенка к школе и заполняют предложенную форму (составляют карту). Рабочие документы в виде карт размещаются в доступе для участников проекта. Происходит обмен информацией. Составляется общая карта критериев.
Итоговый продукт: карта критериев психологической готовности ребенка к школе и определение роли родителей в процессе подготовки.
Оценка: для того, чтобы перейти на следующий этап, каждый участник проекта должен представить карту критериев психологической подготовки ребенка к школе.
III этап проекта – «Лаборатория».
Сроки проведения – с 25 апреля по 16 мая 2019 г.
Суть этапа: участники разрабатывают и представляют сценарии мероприятий психолого-педагогического просвещение родителей в вопросах профилактики школьной неуспешности и психологической подготовки ребенка к школе.
Основная задача этапа: на данном этапе участники разрабатывают и представляют мероприятия для родителей (для родителей и детей) в рамках подготовки ребенка к школе.
Деятельность: изучив, предложенные на сайте готовые разработки образовательной программы "Школа для родителей", учитывая разработанную на втором этапе карту критериев, где определена роль родителей в вопросах профилактики школьной неуспешности при подготовке ребенка к школе, участники разрабатывают и представляют готовые сценарии мероприятий для родителей по вопросам профилактики школьной неуспешности и психологической подготовки ребенка к школе; рабочие документы размещаются в доступе для участников проекта, происходит обсуждение материалов.
Итоговый продукт: разработанная система мероприятий для родителей по вопросам профилактики школьной неуспешности будущих первоклассников.
Оценка: для того чтобы перейти на следующий этап, каждый участник проекта должен представить сценарий мероприятия для родителей.
IV этап проекта – аналитический.
Сроки проведения – с 17 по 31 мая 2019 г.
Суть этапа: участники представляют отчет о проведенных мероприятиях; по необходимости вносят корректировки в сценарии.
Основная задача этапа: проведение подготовленного мероприятия по психолого-педагогическому просвещению родителей в вопросах профилактики школьной неуспешности, психологической подготовке ребенка к школе и подготовка отчета, а также фотоотчет (фото, видео), ссылки на которые участники размещают в документе общего доступа. Размещение материалов в открытом доступе на сайте БОУ ДПО "ИРООО" "Омские родители и дети".
Деятельность: участники проводят мероприятие; дополняют, изменяют сценарии; размещают готовые документы в открытом доступе для всех участников проекта; происходит обсуждение в виде комментариев; размещение документов в открытом доступе.
Итоговый продукт: готовые сценарные разработки мероприятий, размещенные в открытом доступе.
Оценка: для того чтобы перейти на следующий этап, каждый участник проекта должен представить готовый (дополненный) сценарий мероприятия для родителей по вопросу профилактики школьной неуспешности будущих первоклассников.
V этап - Подведение итого проекта.
Информация о результатах реализации будет размещена на сайте БОУ ДПО "ИРООО", "Омские родители и дети" до 18 июня 2019 г. Педагогам, которые прошли все этапы, по электронной почте будут высланы сертификаты, подтверждающие участие в данном телекоммуникационном проекте.





II этап проекта – Круглый стол «Особенности психологической подготовки ребенка к школе».

Таблица показателей психологической готовности ребенка к школе.
Подготовила воспитатель МБДОУ "Большереченский детский сад" корпус №1 Федяева О.Ю.
Критерии психологической готовности ребенка к школе/описание
Роль семьи
Роль ДОО
Мотивационная готовность
Осознание себя как родителя будущего школьника.
Осознание своего ребенка как будущего школьника.

Формирование у будущих первоклассников учебной мотивации и положительного отношения к школе.
Развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовность
Воспитание чувства собственного достоинства и чувства коллективизма.
Воспитания нравственно-волевых качеств: самостоятельность и настойчивость.
Овладение навыками самообслуживания.
Воспитание у ребенка готовности к труду.

Знакомство детей с позитивными моделями поведения в школе, умение переносить опыт, полученный в игре, в реальную жизнь.
Развитие
коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность
Приобщение ребенка к окружающей жизни.
Развитие у ребенка познавательной деятельности: умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Развитие  привычки заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых.
Развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления средствами познавательной деятельности.

Эмоционально-волевая готовность
Воспитание умения управлять своим поведением, умение преодолевать трудности
Развитие способности ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное  волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.
Коммуникативная готовность
Воспитание  потребности получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Воспитание умения общения ребенка со взрослым и сверстником.
Свободное владение языком, на котором ведется обучение в школе

Развивать готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе
Развитие познавательной активности, умение сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных, наличие представлений о мире людей, вещей, природе.

Физическая готовность
Овладение определенным запасом двигательных навыков и умений.
Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладения основными движениями)
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации).
Развитие общей и мелкой моторики
III этап проекта – «Лаборатория».
          МБДОУ «Большереченский детский сад»
 Родительское собрание в
подготовительной группе в форме квеста


Подготовил: воспитатель   Федяева О.Ю.
Цель:  организация


совместной работы педагогов и семьи по формированию готовности ребенка к
школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
 
Задачи:
1) развивать
у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая,
мотивационная и физиологическая готовность детей к школе;
2) определить факторы
успешной подготовки и адаптации к школе;
3) способствовать
сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой.
4)
создать информационное пространство для
сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с
использованием информационно-коммуникативных технологий;
5)
привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке
детей к школе;
6) дать практические
рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе.
 
Участники: педагоги детского сада, родители детей
подготовительной группы.
 
Материалы и оборудование:
• Ноутбук, экран, мультимедийный
проектор
• Листы бумаги,
авторучки
• тест для родителей
«готовы ли вы отдать своего ребенка в школу»
• картонные коробки для
упражнения «коробка»
• Презентация «Советы
родителям будущих первоклассников»
• Выставка методической
и развивающей литературы в помощь родителям в подготовке детей к школе.




Ход проведения:
Воспитатель: - Добрый вечер, уважаемые родители! Я  очень рада видеть вас в нашей уютной группе! Я  очень рада, что вы нашли время, чтобы побеседовать  о наших детях. Хочется начать с приятного и поблагодарить всех родителей, которые принимали участие в организации и участие в конкурсах и в жизни группы.
Наша встреча будет проходить в форме квеста. Что такое квест? (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание.
Так и мы сегодня ,постепенно
передвигаясь от уровня к уровню, попытаемся ответить на главный вопрос: «Как помочь ребёнку стать учеником?» 
Первый класс-это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольникстановится школьником, а его родители - это теперь родители ученика.Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.
Поступление ребенка в школу-это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся
отношения в коллективе? Предлагаю Вам пройти тест:
Тест для родителей «Готовы ли вы отдать
своего ребенка в школу» 
·     Мне кажется, что
мой ребенок будет учиться хуже других детей.
·       я опасаюсь, что
мой ребенок часто будет обижать других детей.
·       На мой взгляд,
четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
·       Трудно быть
уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
·       Ребенок может
спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама
·       .Трудно
представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
·       Мне кажется, что
дети в этом возрасте еще не способны дружить.
·       Боюсь даже думать
о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
·       Мой ребенок часто
плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
·       Мой ребенок не
ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
·       Начальная школа,
по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
·       Я опасаюсь, что
дети будут дразнить моего ребенка.
·       Мой малыш,
по-моему, значительно слабее своих сверстников.
·       Боюсь, что
учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
·       Мой ребенок часто
говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!"
Занесите свои ответы в табличку. Если вы согласны с утверждением, поставьте крестик в соответствующую клетку, рядом с номером вопроса. Если не согласны, оставьте клетку пустой.

 2
 5
 1

 2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

 10

 11

 12

 13

 14

 15






А теперь подсчитайте, сколько крестиков в каждом столбце и какова общая сумма.
Если общий показатель принимает следующие значения:
до 4 баллов -
у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. Как минимум, вы сами вполне готовы к школьной жизни вашего ребенка.
5-10 баллов -
лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.
10 баллов и выше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А сейчас обратите внимание на
то, в каких столбиках стоят по 2-3 крестика.
В 1 -необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание,
мелкую моторику.
Во 2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли ваш ребенок общаться с другими детьми.
В 3 -предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но есть еще время заняться
общеукрепляющими процедурами.
В 4 - есть опасение, что ребенок может не найти контакт с учительницей, надо поиграть в
сюжетные игры на школьную тематику с положительным акцентом на роль учителя.
В 5 -ребенок слишком привязан к матери, может быть стоит отдать его в малочисленный класс частной школы или вообще отложить школу на год.
 (Родители обсуждают результаты
тестирования)
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в первоклассника. Прошу троих  участников по желанию принять участие.
Упражнение «Коробка»  Приглашаются  три участника (по желанию)
Один ставит ноги в коробки(правую ногу-в одну коробку, левую в другую), участники сбоку ставят одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагается пересечь комнату. По окончании проводится обсуждение.
- Удобно ли было двигаться?
- Кому из участников наиболее
сложно перемещаться?
- В каком случае игроку в
центре двигаться легче, увереннее –когда каждый участник двигается в своем направлении ?
 Воспитатель: В положении человека, стоявшего в центре, находится ребенок. С одной
стороны располагается школа со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а  с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиями школы и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания и сотрудничества родителей и педагогов.
Воспитатель: У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребѐнка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счѐта и письма.Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе.
1. Физиологическая готовность.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с
состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Говоря, о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем в виду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения.
2. Психологическая готовность.
Воспитатель: У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребёнка
к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счёта и письма. Что для Вас, уважаемые родители, является главными факторами успешной подготовки детей к школе?
Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием»:
На экране перечислены факторы
успешной подготовки и адаптации ребѐнка к школе, выберите из них три фактора, на ваш взгляд главных, пронумеруйте их по степени значимости и обоснуйте свой выбор.
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
1. Физическое здоровье.
2. Развитый интеллект.
3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение считать и читать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание.
8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
(Родители выполняют задание и
обсуждают его)
Воспитатель: Психологическая готовность к школе заключается в том, что у ребенка уже к
моменту поступления в школу должны  сформироваться психологические  черты, присущие школьнику.
Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую
очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание, должен уметь управлять своим поведением, должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми. Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка  сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых.
Воспитатель: Ребенок, идущий в школу должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
• создать в семье
условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
• проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и
необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
• не ругать ребенка за неправильную речь;
• ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
• не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
• осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
3. Педагогическая готовность.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь, писать (у него должна быть развита мелкая
моторика, считать (владеть навыками счета) – это и есть педагогическая готовность.
Ну, а теперь последнее задание. Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру,пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.Нашли? Участники отвечают,
что не нашли.
Воспитатель: А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но все они сходны в одном – в желании хорошо учиться. И в наших руках возможность помочь им, не отбить у них это желание.
Воспитатель: А теперь я предлагаю посмотреть презентацию «Советы родителям будущих первоклассников»
Подводя итоги, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи и узнать,
что побудило Вас прийти на заседание квеста? ответы родителей
-Дисциплинированность
-Интерес к поднятой теме
-Уважение к воспитателям
-Любопытство
-Возможное душевное успокоение
-Настойчивые просьбы воспитателей
-Не знаю

Комментариев нет:

Отправить комментарий